Опрос
  1. Самые нужные для Вас базы данных для раскрытия информации?
Новости Узбекистана

ИНФОРМАЦИЯ о десятом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

ИНФОРМАЦИЯ о десятом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан
23.12.2020

19 декабря 2020 года в Ташкенте продолжило свою работу десятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Пленарное заседание вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.

Работа пленарного заседания транслировалась в прямом эфире на официальном веб-сайте и страницах Сената в социальных сетях, а также на телеканале «Узрепорт».

Сначала обсуждены пять законов о внесении изменений и дополнений в кодексы Республики Узбекистан об административной ответственности, об административном судопроизводстве, в Уголовно-процессуальный, Экономический процессуальный, а также Гражданский процессуальный кодексы в связи с совершенствованием института пересмотра судебных решений на пути к полноценному обеспечению прав человека в контексте реформ судебно-правовой системы.

Среди них законы Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с совершенствованием процессуального порядка пересмотра судебных решений по делам об административных правонарушениях», «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административном судопроизводстве в связи с совершенствованием института пересмотра судебных решений», «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан в связи с усовершенствованием института пересмотра судебных решений по уголовным делам», «О внесении изменений и дополнений в Экономический процессуальный кодекс Республики Узбекистан в связи с совершенствованием института пересмотра судебных решений», «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Узбекистан в связи с совершенствованием института пересмотра судебных решений».

Сенаторы отметили, что Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия» от 24 июля 2020 года создал правовую основу для начала нового этапа судебно-правовых реформ.

Эти законы, разработанные с целью обеспечения исполнения данного Указа, предусматривают совершенствование порядка пересмотра законности, обоснованности и справедливости судебных решений на основе передового зарубежного опыта, реформирование апелляционной и кассационной инстанций с целью расширения возможностей граждан по достижению правосудия.

Вместе с тем, действующая система надзорной инстанции не только приводит к нарушению прав граждан, чьи судебные дела годами не решаются, но и не соответствует международной практике.

Так, наличие возможности неоднократного пересмотра вступивших в законную силу судебных решений создает условия для обреченности заинтересованных сторон на страдания в течение нескольких лет из-за состояния неопределенности в судебном деле, что в конечном итоге подрывает репутацию судебной системы, формирует негативное отношение граждан и общественности к судам, а также является причиной появления недоверия к правовой системе.

Продвижение принципа главы государства «один суд – одна инстанция» предусматривает решение проблем, накопившихся годами в системе пересмотра судебных решений, и заложило основу для кардинального пересмотра этой системы. Согласно данному принципу будет создана трехуровневая судебная система в соответствии с международными стандартами: первая инстанция – это районные (городские) суды, а по отдельным категориям сложных дел – областные суды, апелляционная инстанция – суды областного уровня, кассационная инстанция – Верховный суд. Также надзорная инстанция, которая становится причиной возражения международных организаций и экспертов, будет полностью упразднена.

В свою очередь, во избежание путаницы и с целью создания удобств для граждан, в соответствии с изменениями, на базе областных судов и приравненных к ним судов по гражданским делам, судов по уголовным делам и экономических судов создаются суды общей юрисдикции в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте, при этом сохранится строгая специализация судей и будут образованы отдельные судебные коллегии по видам судопроизводства.

Полномочие по рассмотрению дел об административных правонарушениях передается от административных судов судам по уголовным делам.

В Республике Каракалпакстан, областных центрах и городе Ташкенте создаются межрайонные административные суды, специализирующиеся на рассмотрении дел, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений. В связи с этим упраздняются районные (городские) административные суды. При этом сохраняются административные суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.

Сенаторы остановились также на вопросе – какие результаты даст реализация этих законов в жизнь?

Отмечалось, что отменяется практика рассмотрения жалоб, поданных областным судом по судебным делам, рассмотренным в первой инстанции, этим же судом в качестве вышестоящей инстанции. В результате коррупционные факторы в этом процессе будут устранены, повысится эффективность института обжалования.

Кроме того, после того, как суды среднего звена будут специализированы в основном как суды апелляционной инстанции, и усилена их ответственность, все внимание будет сосредоточено на качестве судебных решений, а также ошибки и недостатки, допущенные судами первой инстанции, будут своевременно устраняться. При этом будет создана возможность своевременного восстановления нарушенных прав граждан и юридических лиц и дальнейшего улучшения качества правосудия.

В свою очередь, в результате упразднения института рассмотрения судебных дел в надзорном порядке и установление кассационной инстанции в качестве суда третьей инстанции законность, обоснованность и справедливость судебных решений будет рассматриваться непосредственно на основании жалобы несогласной стороны, будет сокращено количество дублирующих друг друга инстанций по рассмотрению дел в судах в надзорном порядке.

Это способствует имплементации в процессуальное законодательство требований международных стандартов по вопросу пересмотра судебных решений, послужит повышению авторитета нашей страны в международных рейтингах по таким показателям, как независимость судов, верховенство закона и эффективность правосудия.

Законы были одобрены сенаторами и ответственным органам поручено разработать и внедрить необходимые механизмы для их широкой пропаганды и полноценного функционирования.

Далее в центре обсуждения стал Закон Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах».

Отмечалось, что данный Закон разработан в целях обеспечения исполнения соответствующей Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 – 2021 годах.

Отмечалось, что вопросы систематизации законодательной базы Республики Узбекистан, повышения качества разработки и принятия нормативно-правовых актов, а также совершенствования мониторинга их исполнения, внедрения современных информационных и коммуникационных технологий в процесс нормотворчества имеют актуальное значение.

Необходимо признать, что разрозненность актов законодательства, регулирующего нормотворческую деятельность в законодательной практике, приводила к различным проблемам и коллизиям в правоприменительной практике.

В Законе Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах» в новой редакции в отличие от действующего определяется ряд новшеств. При этом особое внимание уделяется:

- проводимым экспертизам законодательных актов, в том числе антикоррупционным экспертизам и экспертизам по обеспечению гендерного равенства, а также порядку их проведения;

- правовому механизму обсуждения проектов на Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан;

- внедрению института оценки воздействия проекта;

- понятию и порядку проведения юридического эксперимента;

- основные требования, предъявляемые к законодательству и подзаконным актам.

Как отметили сенаторы, в результате принятия Закона обеспечивают в период проведения широкомасштабных реформ в правовой сфере закрепление на законодательном уровне всех вносимых изменений, касающихся нормотворческой деятельности, в том числе укрепление механизма прямого действия законов.

Члены Сената одобрили данный Закон.

После этого, обсужден Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан и Кодекс об административной ответственности Республики Узбекистан».

Отмечалось, что в последние годы в стране осуществлены значительные реформы в развитии национального информационного пространства и инфраструктуры, кардинально изменился процесс обеспечения свободы слова и открытости информации. Появились новые формы общения с народом и возникло требование открытости и прозрачности для государственных органов. Наши законы гарантируют каждому право искать, получать, собирать, распространять и использовать информацию, а также свободно выражать свои мнения и взгляды.

В то же время соответственно закреплено, что владельцы информации несут ответственность за слово и его последствия, а также гарантированы права других лиц.

Отмечалось, что несмотря на это, часто встречаются случаи распространения, а также размещения в средствах массовой информации, сетях телекоммуникации или Интернета ложной информации, унижающей достоинство человека, приводящей к его дискредитации, а также угрожающей общественному порядку или безопасности.

Подчеркивалось, что недостаточно важных норм, эффективно регулирующих процесс распространения информации в сетях телекоммуникации и Интернета.

Следует отметить, что в таких условиях важно создать правовую базу, обеспечивающую гарантии защиты прав граждан на информацию.

Отмечалось, что данный Закон разработан для решения этих вопросов и координации задач по созданию соответствующей правовой базы.

Целью Закона является создание практических правовых механизмов, способствующих свободному распространению актуальной, надежной и важной для общества информации, укреплению законодательства о свободе средств массовой информации и профессиональной деятельности журналистов, обеспечению безопасности и стабильности основ национального информационного пространства и правопорядка.

Принятие настоящим Законом мер юридической ответственности за распространение ложной информации будет способствовать защите информационных прав граждан, введению актуальной и достоверной информации в коммуникационную систему, обеспечению общественной безопасности и стабильности.

Кроме того, меры по смягчению наказания за преступления, связанные со случаями диффамации (т.е. клеветы и оскорбления), вводимые настоящим Законом, повысят уровень прозрачности в обществе и помогут улучшить показатели Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах.

Закон одобрен сенаторами.

Затем обсужден Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства о государственно-частном партнерстве».

Отмечалось, что данным Законом вносятся изменения в законы Республики Узбекистан «О валютном регулировании» и «О государственно-частном партнерстве». В частности, в Законе «О государственно-частном партнерстве» не дано полное и конкретное разъяснение, связанное с реализацией проектов государственно-частного партнерства. А это является причиной недопонимания при применении на практике правовых норм.

Более того, в действующем Законе предусмотрены объявление тендера за месяц до его начала в средствах массовой информации, веб-сайтах государственных органов, процесс определения круга заинтересованных лиц для участия в тендере. Именно это обстоятельство в большинстве случаев являлось причиной затягивания на месяц процесса тендера.

Теперь, исходя из внутренней и международной практики в Закон вносятся такие понятия как «концессия», «проект государственно-частного партнерства», «претендент», дается им определение. В целях установления положений, соответствующих механизмам работы рынка, конкретизируются и другие основные понятия, используемые в Законе.

Сенаторы акцентировали внимание на то, что рассматриваемые изменения предусматривают наряду с опубликованием объявления об ускорении процесса проведения тендера и представление тендерной документации.

Конкретизируется также норма гарантирования прав частного партнера. В частности, устанавливается, что в случае, если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования в объект государственно-частного партнерства, то частный партнер вправе требовать компенсационного увеличения платы за доступность объекта государственно-частного партнерства и (или) платы за пользование, а также требовать от государственного партнера разовой компенсационной выплаты и (или) внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в соглашение о государственно-частном партнерстве.

Кроме того, органам исполнительной власти на местах в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве предоставляются полномочия по определению объектов, находящихся в их распоряжении, выявлению факторов и проблем, препятствующих своевременному и эффективному осуществлению проектов государственно-частного партнерства, в том числе проектов при участии иностранных инвесторов, а также принятию мер по их устранению.

Реализация данного Закона в жизнь способствует гармонизации правовой основы этой сферы с международной практикой, обеспечению выполнения единых правил и требований в разработке и осуществлении проектов государственно-частного партнерства. Это также приведет к сокращению расходов, выделяемых из Государственного бюджета для развития экономической и социальной сфер, повышению инвестиционной среды и привлекательности страны, привлечению в отрасли прямых инвестиций и созданию в итоге новых рабочих мест.

Закон одобрен сенаторами.

Обсужден также Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

Отмечалось, что данным Законом вносятся изменения и дополнения в 14 действующих актов законодательства, в том числе 11 законов и 3 кодекса

Вносимые изменения имеют широкий охват и предусматривается положительное их воздействие на многие сферы жизни общества.

В частности, согласно нормам, вносимым в законы, касающиеся деятельности государственной власти на местах, Сенату предоставляется полномочие по отмене противозаконных решений, принятых местными Кенгашами. Наряду с этим, также отменяется практика решения между сессиями Кенгашей народных депутатов вопроса выдачи разрешения на привлечение депутата к ответственности.

Наряду с отменой противозаконных решений местных Кенгашей в ряде законов также устанавливается порядок внедрения практики заслушивания Сенатом отчетов глав дипломатических представительств Республики Узбекистан в зарубежных государствах по вопросам их деятельности, осуществления Сенатом парламентского контроля за исполнением Государственного бюджета, исходя из территориальных интересов.

На основании Закона устанавливается административная ответственность за нарушение законодательства о государственных закупках, невыполнение обязательных для исполнения представлений органов юстиции, невыполнение представлений органов Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан о внесении сведений об объектах государственного имущества.

Согласно еще одному изменению в сфере экономики, сборы за государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг отныне будут направляться не в республиканский бюджет, а в Фонд содействия развитию рынка капитала при Агентстве по развитию рынка капитала Республики Узбекистан.

В свою очередь, Законом определяется, что нормативные документы в области технического регулирования органов государственной власти будут проходить обязательную правовую экспертизу в Министерстве юстиции Республики Узбекистан, учитываться и реализовываться после получения положительного заключения, за исключением общих технических регламентов.

Сенаторами подчеркивалось, что данный Закон способствует совершенствованию нормативно-правовых актов по упорядочению деятельности органов государственной власти на местах, повышению ответственности субъектов государственных закупок, целевому и эффективному расходованию средств, своевременному выполнению и техническому регулированию законных требований представителей Правительства.

Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторы обсудили Закон Республики Узбекистан «О присоединении Республики Узбекистан к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 года, с изменениями от 26 июня 1999 г.)».

Отмечалось, что сегодня большое значение имеет обеспечение в будущем результативности глубоких экономических реформ, проводимых в нашей стране, в частности совершенствование законодательной базы данной сферы для повышения эффективности таможенной деятельности, приведение его в соответствие с международным правом.

Настоящий Закон нацелен на стимулирование внешней торговли страны путем упрощения и приведения в соответствие таможенного законодательства и процедур Республики Узбекистан на основании положений Киотской конвенции.

Положения Киотской конвенции разработаны Всемирной таможенной организацией в форме стандартов рекомендательного характера.

Среди стран СНГ к Киотской конвенции присоединились Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан и Украина.

В ходе заседания отмечалось, что принятие настоящего Закона имеет большое значение в повышении инвестиционной привлекательности страны в будущем, улучшении ее позиций в престижных международных рейтингах, а также определении стратегических направлений совершенствования таможенного законодательства.

Вместе с тем, отмечалось, что присоединение к Конвенции даст возможность дальнейшему стимулированию внешнеэкономической деятельности страны, окажет положительное влияние на процесс интеграции Узбекистана в мировую экономику, в частности его вступления во Всемирную торговую организацию.

Данный Закон одобрен сенаторами.

Сенат также принял постановление о назначении Усманова Ойбека Арифбековича на должность Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Узбекистан в Исламской Республике Пакистан.

На пленарном заседании сенаторы рассмотрели также вопрос о внесении изменений в состав Верховного суда Республики Узбекистан. По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

В рамках десятого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева в соответствии с постановлением Совета Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств от 27 ноября 2020 года вручила почетные знаки организации 6 гражданам Узбекистана, внесшим достойный вклад в укрепление дружбы между народами государств–участников СНГ.

Почетным знаком «За заслуги в развитии культуры и искусства» награждены Исмаилова Жаннат Хамидовна, директор Государственного музея истории Узбекистана Академии наук Республики Узбекистан, и Пиязов Женисбек Буркитович, преподаватель Государственной консерватории Узбекистана.

Почетным знаком «За заслуги в развитии печати и информации» награждены Абдуллаев Илхом Зоирович, председатель Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам инновационного развития, информационной политики и информационных технологий, Аъзамов Куддус Аъзамович, главный редактор студии «Янги жамият» телеканала «Узбекистон» Национальной
телерадиокомпании Узбекистана.

Почетным знаком «За заслуги в развитии физической культуры, спорта и туризма» награждены Ли Людмила Рудольфовна, тренер по спортивной гимнастике Республиканской школы высшего спортивного мастерства по гимнастике, Тасмурадов Эльмурат, член сборной Узбекистана по греко-римской борьбе, семикратный чемпион Узбекистана.

Кроме того, утверждены постановления Кенгаша Сената Олий Мажлиса.

На десятом пленарном заседании верхней палаты парламента рассмотрены 21 вопрос, в том числе 14 законов.

На этом десятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершило свою работу.

Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан




  • 289